Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Игровая деятельность выступает в качестве значимого условия целостного развития личности дошкольника. Д.Б. Эльконин в этом отношении указывал, что игра представляет собой сложное психологическое явление, дающего эффект общего психического развития. Детские игры важны для интеллектуального, эмоционального, физического, а также социального развития ребенка. В период дошкольного детства игра способствует позитивной социализации ребёнка. Ведь именно в игре можно импровизировать, придумывать различные ситуации и образы, узнавая благодаря этому об окружающем мире всё больше и больше.
Благодаря игре у дошкольников происходит формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, речь и т.д. При этом игра является не только средством для развлечения дошкольников, в игре заложен большой потенциал воспитания и развития. Но данные качества игра может проявить исключительно в том случае, когда она используется в непосредственно рамках управляемого педагогического процесса. Педагог, опираясь на положения программы воспитания в дошкольном учреждении, подбирает необходимые игры, в том числе и развивающие. Дошкольники обязательно должны усвоить содержание образовательной программы в процессе игр. Педагог в этом случае должен четко определять игровые и дидактические задачи, действия, правила, а также ожидаемый результат. В этом случае он как бы проектирует сам процесс развивающей, не нарушая при этом е своеобразия и самодеятельного характера. Поэтому педагогу так важно знать как можно больше об развивающей игре.
Выбор темы курсовой работы предопределили следующие факторы: широкие возможности развивающей игры для воспитания и обучения детей, а также необходимость педагогу иметь максимально полные представления о данном виде игры для дошкольников.
Объект исследования – процесс обучения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – обучение детей дошкольного возраста средствами развивающих игр.
Цель работы – изучение роли развивающих игр для развития и обучения дошкольников.
Задачи исследования:
- проследить особенности развития детей дошкольного возраста;
- раскрыть значение развивающей игры для развития и обучения дошкольник;
- охарактеризовать опыт воспитателей подготовительных к школе групп ДОУ № 38 г. Перми по использованию развивающих игр для развития и обучения дошкольников;
- разработать практические рекомендации по использованию развивающих игр для познавательного развития старших дошкольников.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Э.А. Баранов, Ю.Ю. Березина, Ф.Н. Блехер, Л.Р. Болотина, Н.А. Виноградова, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, Л.В. Демиденко, Н.В. Знаменщикова, С.А. Козлова, О.В. Коновалова, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Е.А. Меньшикова, В. Миленко, В.С Мухина, К.М. Романова, И.Д. Сотникова, Н.А. Шинкарёва, А.М. Щетинина и др.
Методы исследования – метод анализа, метод абстрагирования, метод синтеза, изучение и обобщение педагогического опыты, изучение документации (планов и отчетов воспитателей групп), опрос, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Особенности развития детей дошкольного возраста
Проблема развития и обучения детей дошкольного возраста занимает одно из значимых мест на протяжении не одного десятилетия в соответствующих психолого-педагогических исследованиях. Весьма актуально решение этой проблемы именно в русле формирования у дошкольников готовности к предстоящему школьному обучению. Кроме этого, современная жизнь от будущего ученика неизменно требует ориентации в постоянно претерпевающим изменения окружающем мире.
В ФГОС ДО были определены задачи развития и обучения детей в период дошкольного детства [1]. В их число включается также обучение грамоте, математическое развитие, и развитие интересов дошкольников, любознательности, а также познавательной мотивации, наконец, формирование познавательных действий и т.д.
Ребенок в период раннего детства открыт как для себя, так и мира взрослых. В это время ребенок впервые выходит за пределы семейного круга и стремится установить новые отношения с миром взрослых. Тем самым происходит расширение окружающего мира, который ребенок в силу своих возможностей стремится познать. В период дошкольного детства ведущим видом деятельности выступает игра. Именно она вызывает в психике ребенка качественные изменения, так как в игре формируются затем основы учебной деятельности. В игре дошкольнику «впервые открываются все те отношения, которые имеются между людьми» [6, 56].
В этот же период начинает активно развиваться познавательная активность, положительным образом влияющая на развитие познавательной сферы дошкольника. Ребенок, играя, разным способом экспериментирует, стремиться установить зависимости и причинно-следственные связи. Например, дошкольник самостоятельно может исследовать, какие именно предметы тонут, а какие предметы будут плавать. У него «рождается очень много вопросов относительно процессов и явлений окружающего мира» [22, 94].
Постепенно взрослея, ребенок все больше стремится к знаниям. При этом усвоение последних происходит с помощью многочисленного «как?», «зачем?», а также «почему?». Дошкольник начинает пользоваться знаниями, представлять различные ситуации, а также пробовать выявить возможный вариант ответа на определенный вопрос
В старшем дошкольном возрасте всестороннее развитие и интерес к окружающему миру начинает приобретать новые черты: имеет место смена периода так называемого «упорядочивания» информации на своего рода «накопления» информации, которая характеризует более глубоким познанием свойств и качеств различных предметов, а также объектом окружающего мира. В качестве основы развития дошкольника выступает некоторые противоречие между сформировавшимися либо уже имеющимися знаниями, навыками и умениями, усвоенным ребенком опытом достижения результата через пробы и ошибки, все новыми познавательными ситуациями, задачами, которые возникают при постановке цели деятельности, а также её достижения.
Процесс совершенствования практически всех видов действий неизменно опирается на развитие речи дошкольника. И это не случайно. Ведь слово фиксирует усваиваемые дошкольниками сенсорные эталоны, оно включается в процессы мышления, выступая в качестве носителя представлений и понятий, и, наконец, позволяет мыслить логически.
Физиологической базой психологического развития и обучения выступает безусловный ориентировочный (либо исследовательский) рефлекс. Если учитывать то, что в основе практически всей человеческой деятельности заложены потребности, то также и в основе учебной деятельности находятся потребности ребенка в познании окружающего мира в общем, а также его отдельных частностях. В методической и психолого-педагогической литературе имеющаяся «у ребенка потребность в знаниях, которые ориентируют его в окружающей действительности принято называть познавательным интересом» [13, 144]. В этом случае речь ведется о познавательном интересе, не связанном ни с внешней привлекательностью самого задания (например, типа «Спасем трех поросят»), ни с достаточно интересной формой подачи этого задания (например, «Лисичка принесла вам задание» либо «Ответ мы можем найти в грибке под дубом»).
А.К. Маркова в этом отношении подчеркивает, что потребность, находя тот предмет, который способен ее удовлетворить, тем самым «становится мотивом, который направляет соответствующую деятельность» [14, 101].
На современном этапе значимой задачей дошкольного образования выступает такая организация учебно-воспитательного процесса в целом, которая позволяет максимально полно раскрыть возможности каждого ребенка. В основе практически любой деятельности ребенка дошкольного возраста заложена его собственная активность, в том числе и познавательная.
В этот отношении Н.К. Рамоновой выделяется следующие значимые компоненты развития дошкольника: 1) когнитивный компонент (то есть наличие внимания и интереса непосредственно к предмету либо деятельности); 2) деятельный компонент (под ним подразумеваются самостоятельные действия именно познавательного характера); 3) эмоциональный компонент (это положительное отношение ребенка к процессу познания) [18, 78].
Также названным исследователем выделяются наконец, уровневые характеристики процесса развития детей (особенно старшего дошкольного возраста), а именно:
- высокий уровень присваивается в том случае, если у дошкольника прослеживается вполне осознанное внимание и интерес к предмету деятельности, он задает многочисленные и разнообразные вопросы, которые показывают стремление ребенка более глубоко понять наблюдаемые им явления ил предметы. У дошкольников отмечается положительное эмоциональное отношение к деятельности либо предмету. Они проявляют самостоятельность и активность в процессе познания окружающего мира;
- дошкольники со среднем уровнем развития познавательности показывают осознанный интерес и осознанное внимание к предмету либо объекту окружающего мира, активное желание узнать его свойства и качества, что находит свое проявление в вопросах. Тем не менее, у них активные самостоятельные действия познавательного характера наблюдаются не так часто;
- у дошкольников с низким уровнем познавательности не прослеживается осознанный интерес и внимание к деятельности либо предмету, а задаваемые ими вопросы направлены исключительно на внешние признаки предмета. У таких детей нет положительного эмоционального отношения к объекту либо предмету, ими не проявляют весьма активных самостоятельных действий, которые направлены на познание деятельности или предмета в процессе исследования [18, 781].
Дошкольный возраст – это период наиболее активного освоения ребенком окружающего мира. Он выступает в качестве наиболее ответственного этапа в развитии механизмов деятельности и поведения, а также в становлении личности дошкольника в целом. Все это обуславливается как существенными изменениями, происходящими в эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников, в его мотивационной сфере, в общении старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками [5, 33].
Важно указать, что усвоение общественно выработанных эталонов, либо мер, заметно меняет характер детского мышления, намечается переход от эгоцентризма (центрации) непосредственно к децентрации. Это логическим образом подводит ребенка к объективному восприятию действительности, а также совершенствовании возможности оперировать представлениями именно на произвольном уровне. Формирование у дошкольника новых способов умственных действий в существенной мере оперируется на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и последующего обучения [8, 94].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Норма 2018. – 44 с. – Текст : непосредственный.
2. Баранова, Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э.А. Баранов. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 78-99.
3. Березина, Ю.Ю. Анализ отношения взрослых к познавательным вопросам детей дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы дошкольного образования: материалы науч.-практич. конференции. – Москва, 2016. – С. 41-43.
4. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. – Москва: Просвещение, 2017. – 413 с. – Текст : непосредственный.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – Москва: Академ.Проект; Культура, 2018. – 240 с. – Текст : непосредственный.
6. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – Москва: Юрайт, 2017. – 510 c. – Текст : непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – Текст : непосредственный // Психология развития. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 56-79.
8. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 276 с. – Текст : непосредственный.
9. Демиденко, Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л.В. Демиденко. – Текст : непосредственный // Проблемы педагогики. – 2020. – №1. – С. 32 – 34.
10. Знаменщикова, Н.В. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Знаменщикова, Н.В. Шинкарева. – Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 239-242.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: «Академия», 2017. – 416 с. – Текст : непосредственный.
12. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – C. 65 – 67. – Текст : непосредственный.
13. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий – Москва: Просвещение, 2015. – 386 с. – Текст : непосредственный.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
15. Меньшикова, Е.А. Развитие познавательной активности детей / Е.А. Меньшикова. – Томск, 2017. – 122 с. – Текст : непосредственный.
16. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 121-125.
17. Мухина, В.С. Психология дошкольника: учебное пособие / В.С Мухина. – Москва: «Академия», 2019. – 239 с. – Текст : непосредственный.
18. Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Романова. – Санкт-Петербург, 2017. – 187 с. – Текст : непосредственный.
19. Сотникова, И.Д. Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста / И.Д. Сотникова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. – 2009. - №1. – С. 92-94.
20. Танхаева, Е.Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Е.Р. Танхаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 596-599.
21. Шинкарёва, Н.А. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО / Н.А. Шинкарёва, А.И. Андреева. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 20-32.
22. Щетинина, А.М. Формирование умственных действий у дошкольников : методическое пособие / А.М. Щетинина, Н.П. Смирнова -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2018. – 116 с. – Текст : непосредственный.
23. Луконина, А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы / А. Луконина. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-1.html (дата обращения: 15.03.2024). – Текст : электронный.